Тифлотехникой называют отрасль приборостроения особого назначения. Она относится к разработке технических средств, направленных на обучение, политехническую, производственную подготовку, трудовую деятельность и культурно-бытовое обслуживание слепых, слабовидящих, а также слепоглухих. Кроме того, тифлотехника выполняет задачи коррекции, развития и восстановления зрения.
«Тифлос» в греческом языке означает «слепой». Поэтому тифлотехника – это техника для слепых, куда могут относиться, и простейшие приспособления, и приборы высокой сложности, для замены визуального (зрительного) контроля другими видами чувствительности. Иными словами, это один из мощнейших факторов компенсации утерянного зрения.
Функции и задачи тифлотехники
Одна из главных функций тифлотехники - создание для слепого человека возможностей получения полной информации об окружающем мире и применение ее для самостоятельной адаптации в жизни общества. Компенсация зрительных дефектов осуществляется, в основном, благодаря использования сохранных анализаторов - осязания и слуха. Поэтому в развитии тифлотехники, основным путем решения этой проблемы, является трансформация зрительной информации в слуховую и осязательную.
Основными задачами тифлотехники, признано следующее:
- Уменьшение ограниченности в ориентировании слепых в пространстве, вызванной полной или частичной потерей зрения;
- Создание необходимых технических условий для разностороннего развития и получения дополнительного необходимого образования, с дальнейшим повышением культурного уровня;
- Расширение возможности применения труда незрячих на современных механизированных производствах;
- Повышение производительности и экономической эффективности их труда;
- Облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности организации культурного отдыха и досуга.
При разработке устройств тифлотехники опираются на следующие принципы:
- Замещение функции зрения функциями остальных сохранных анализаторов при использовании акустических, тактильных, проприоцептивных вариантов отображения информации;
- Создание визуального сигнала, превышающего помехи, создаваемые дефектом зрительного анализатора;
- Рациональное использование сохранных анализаторов.
Виды и формы тифлотехнические средств
Все средства специального тифлотехнического назначения принято разделять на: бытовые, учебные и технические средства.
Благодаря им расширяются возможности участия слепых в разных сферах социокультурной жизни и деятельности. В сфере образования, дети с нарушениями зрения используют перечисленные средства на учебных и коррекционно-развивающих занятиях, предусмотренных учебным планом.
Бытовые тифлотехнические средства. Они позволяют расширять познавательную деятельность слепых и представляют собой базу повышения их физического и культурного уровня. Сюда входит:
Проекционная аппаратура и приборы для чтения с различной степенью увеличения:
- Прибор-подставка «Сигма» предназначенный для чтения плоских текстов людьми со слабым зрением. Он обеспечивает лучшие условия чтения печатных изданий, а также рукописных текстов. Устройство «Сигма», с тремя степенями свободы, позволяет устанавливать лицевую панель с неким текстом в удобном для глаз положении. Это уменьшает утомляемость глаз, противопоказанную для слабовидящих людей. Кроме того, аппарат «Сигма» снабжен индивидуальным люминесцентным светильником, который предназначен для дополнительного источника света при общем освещении помещения;
- Увеличивающее приспособление VideoLight-VGA - это многофункциональный помощник зрения для чтения текстов и просмотра изображений. Устройство выглядит, как настольная лампа, а простая и удобная его конструкция обеспечивает простоту и легкость использования;
- Электронная карманная лупа SenseView. Она имеет очень небольшой размер и может работать не менее 4,5 часов без подзарядки от электросети. Лупа имеет плоский экран, с диагональю 10,9см, и весит 221гр. Благодаря SenseView легко читать мелкий шрифт печатных тексты и заполнять бланки.
- Средства передвижения, обеспечивающие незрячим и слабо видящим безопасность в самостоятельном передвижении.
- Специальные трости (опорные, длинные, складные, лазерные и пр.);
- Системы для ориентации – специальные локаторы световые и лазерные. Их принцип действия основан на отражении волн от препятствий.
- Электронные устройства со звуковой и тактильной сигнализацией.
- Портативный аппарат «Ориентир», предназначенный для построения плана местности на плоскости, планов зданий или часто посещаемых помещений, прокладывания маршрутов движения, а также элементарных графиков, схем, геометрических фигур и пр.
- Компас электронный «Пеленг-01», который предназначен для пространственной ориентации и самостоятельного перемещения по открытому пространству, без локальных ориентиров.
- Средства хозяйственного и культурно-бытового назначения.
- Говорящий безмен бытового назначения «Сонар-Б1» для взвешивания в домашних условиях грузов до 10 кг;
- Рулетка бытовая с речевым выводом VOXTape;
- Акустический маяк «Кенар» со звуковым индикатором уровня жидкости;
- Электронный таймер, позволяющий пользователю на слух определять местонахождение прибора;
- Термометр медицинский с речевым выходом DX6623В, предназначенный для измерения температуры подмышкой;
- Нитковдеватель автоматический;
- Часы наручные брайлевские «Ракета», будильник говорящий с термометром, часы говорящие наручные кварцевые и механические;
- Весы бытовые электронные говорящие;
- Тонометр говорящий;
- Калькулятор говорящий;
- Приборы-дозаторы (сахарница, нож, перечница, пробка и пр.);
- Ножеточка, рыбачистка;
- Метр для незрячих;
- Шахматы для незрячих;
- Определитель номинала денежных купюр «ПАЛИТРА-02» с возможностью распознавания различного номинала российских купюр.
- Коммуникатор Stick Talk, позволяющий общаться людям, ограниченным по слуху и зрению. Это нечто среднее между диктофоном, телефоном и записной книжкой. Его функция - запоминать сказанное и выводить текстом на экран. Либо распознавать «рукописный» текст, при использовании в качестве карандаша палочки Stick Talk.
Учебная тифлотехника. Устройства, дающие возможность обогатить содержание, а также методы обучения слабовидящих, слепых и слепоглухонемых учеников в специальных школах, ВУЗах и учебных заведениях профессиональной подготовки.
- Программы экранного доступа, предназначенные для слабовидящих:
- ZoomText от фирмы Ai Squared, увеличивающая увеличивать экранное изображение и снабженная речевым сопровождением выводимой информации.
- Программа «Kutzweil» от Lernout & Hauspie (США), позволяющая увеличивать экранное изображение в различных режимах, распознавать и сканировать текст. Она снабжена мультиязычным навигатором, с русскоязычным речевым драйвером.
- Программы синтезирования речи:
- Программа речевая JAWS для ОС WINDOWS (с 2008 года существует шесть русскоязычных синтезаторов).
- Программа речевая EPARD для DOS.
- Программа речевая Вирго от немецкого производителя Баум Электроник, позволяющая незрячим работать с ОС Windows посредством брайлевской строки и через синтезатор.
- Программа речевая NVDA - первый продукт с полной русификацией и быстро формирующимся русскоязычным собществом пользователей.
- Программа речевая System Access от Serotek (не русифицирована и рассчитана на англоязычную версию Windows.
Технические средства. Аппаратура для лучшего доступа слабовидящих к информационной среде современного общества, такие как:
- Приборы и устройства для чтения по Брайлю;
- Адаптированные пишущие машинки;
- Азбука-колодка Брайля, кубик – буква Брайля и пр.
Серьезные нарушения зрения влекут за собой изменения в информационном обмене. Избежать этого помогает электронная тифлотехника, позволяющая даже при отсутствии зрения, получать объективную и достоверную информацию о действительности. Специальные средства информационного обеспечения, кроме того, обеспечивают быстрый доступ слабовидящих учащихся к необходимой информации. Новейшие компьютерные технологии дают возможность людям с глубокими нарушениями зрения самостоятельно создавать и получать информацию в общепринятой форме, что означает приобщение их к информационной культуре.
Использование в работе с незрячими учащимися компьютерных программ - это создание игровой среды с подачей коррекционных задач и разнообразием материала. Контроль за действиями ученика и регулирование темпа обучения, а также его сложности. При этом, даже при многократном повторении упражнений на компьютере, для формирования определенного навыка, дети сохраняют устойчивый интерес к их выполнению.
Способствуют этому читающие машины, которые преобразуют традиционные буквы в тактильные, слуховые и тактильно-вибрационные сигналы, которые на выходе дают звуковое оформление букв:
- Машина читающая ИНФА-100, представляющая собой автоматизированный информационный центр, который обеспечивает многим категориям незрячих пользователей доступ к самостоятельному чтению печатных текстов посредством преобразования речи, с выводом на брайлевский дисплей, а также печати их на брайлевском принтере при любом сочетании способов.
- Машина читающая «Книголюб компакт», включающая компьютер и сканер. Помимо речевого вывода, машина имеет вывод на брайлевский дисплей. Она имеет огромную память и емкость для хранения более 500 тыс. страниц.
- Полноцветный читающий аппрата Visio с авто-фокусом и 17” LCD монитором. Благодаря автоматической экспозиции, здесь не нужно регулировать контраст и яркость. Клавиши управления, позволяют управлять устройством практически интуитивно. Легко двигающийся большой столик обеспечивает наилучший комфорт при чтении. Индивидуальная настройка аппарата осуществляется простым выбором параметров.
- Портативная читающая машина KNFB Reader, является программой распознавания и чтения текстов на базе мобильного устройства Nokia N82.
Появился выбор и в использовании специальных компьютерных устройств. Благодаря встроенному доступу в операционную систему Apple Leopard, незрячие и слабовидящие пользователи получила возможность работать на компьютерах Макинтош. По умолчанию любой современный Мак обладает достаточными средствами как речевого, так и брайлевского доступа, предусмотрено и экранное увеличение.
Первым компьютером, созданным для слепых, стал ноутбук ДАВИД. Он предоставляет огромные возможности, которые просто несравнимы с компактным его размером. Компьютер совмещает все технологии для слепых, включая брайлевскую строку, речевой синтезатор, функцию увеличения текста и многие новые функции. ДАВИД работает с ОС DOS, хотя предусмотрена возможность работы и с Windows-приложениями. Время работы машины составляет 5 часов, затем аккумуляторы необходимо в течение 2-х часов заряжать от сети.
Огромную популярность завоевали нетбуки или субноутбуки. Эти устройства, с массой до 1 кг, имеют технические возможности сравнимые со стандартным ноутбуком и в разы более низкую стоимость. Главное их достоинство - программы экранного доступа.
Существует выбор Брайлевских принтеров и дисплеев:
- Индекс-Эверест -высокоскоростной брайлевский принтер, работающий с обычной бумагой и позволяющий создавать брайлевские документы, сразу после печати, готовые к использованию. Эверест снабженный речевой связью и брайлевской панелью управления, принтер просто устанавливается, с ним просто работать слабовидящим и слепым пользователям.
- Индекс 4 Х 4 PRO - высокоскоростной двусторонний брайлевский принтер для листов двойного формата. Управляется специальной панелью, с командами, написанными по брайлю, а также в плоском варианте.
- «Vario» - представитель нового поколения брайлевских дисплеев. Это крошечное, легкое, весьма экономичное, мощное и гибкое, оптимальное для пользователя устройство, использовать которое можно в любое время. Благодаря встроенному аккумулятору, время его работы составляет 40-50 часов без подзарядки, после чего, его необходимо подзаряжать около 2,5 часов. ВАРИО так мал, что легко помещается перед клавиатурой компьютера;
- Брайлевский дисплей «SuperVario», устройство работающее с любыми персональными компьютерами, ноутбуками или читающими машинами. Этот дисплей обладает всеми необходимыми характеристиками для удобства работы, что сочетается с большой гибкостью управления и высокой надежностью.
Еще один необходимый гаджет для незрячих - электронные «записные книжки». Эти устройства снабжены речевым адаптером и позволяют вносить в прочитанный фрагмент текста правки с брайлевской клавиатуры.
С 2008 года для незрячих стали доступными известные плееры IPаd. Сегодня в них есть возможность голосового меню, голосовых меток, с названиями композиций.
Необходимо отметить, что компьютерные технологии стали средством формирования социально-адаптивных и коммуникативных навыков у незрячих учащихся для дальнейшей их интеграции в современное общества.
Тифлотехнические средства для коррекционно-развивающих занятий. Как правило, это аппаратура медицинского назначения, выполняющая важную роль в повышении эффективности работы врачей и педагогов. В зависимости от функций устройства, они подразделяются на:
- Средства диагностики нарушений зрения:
- Таблица исследования остроты зрения с буквами, цифрами либо иными знаками.
- Таблица Рабкина для исследования цветового зрения и выявления всех видов дальтонизма.
- Четырехточечный цветотест, синоптофор для исследования бинокулярного зрения.
- Проба с призмой, применяемая для исследования бинокулярного зрения у детей младшего возраста.
- Средства коррекции нарушений зрения, позволяющие восстанавливать неполное зрение, сохранять остаточное.
- Оптическая аппаратура для развития цветоразличения, остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взгляда (линзы, лупы, телескопические очки);
- Прибор коррекционный «СВЕТЛЯЧОК» (настольный и портативный), предназначен для копирования рисунков, графиков, схем и пр. Он способствует развитию прослеживающей функции глаз и формированию бинокулярного зрения, положительно влияет на развитие памяти, логического мышления, внимания, речи. Совершенствует графические навыки;
- Устройства «Ориентир» и «Графика» - учебные пособия для коррекции пространственной ориентировки слепых или слабовидящих детей. Применение их способствует развитию сенсорики, моторики, речи и пр.
- Оптический прибор-лупа «Топаз». Это дисплей, способный изменять размер, яркость и контраст изображений, а также их цвет. Пособие многофункционально, способствуя обогащению сенсорного и чувственного восприятия ребенка, развитию зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия, ориентированию на горизонтальной и вертикальной поверхностях. Лупу «Топаз» эффективно используют у детей с косоглазием, астигматизмом, миопией и гиперметропией.
- Прибор «Амблиокор». Он применяется для восстановления ослабленного зрения. В качестве метода реализации воздействия применяют «видео-компьютерный аутотренинг». С его помощью развиваются естественные способности мозга восстанавливать изображение, искаженное на сетчатке глаза.
- Компьютерные игровые программы:
- Программа «Чибис», осуществляющая тренировочные и тестовые процедуры для оценки бинокулярного зрения и эффективности лечения бинокулярных расстройств.
- Программа КЛИНОК-2. Это интерактивная программа диагностики и лечения косоглазия, включающая все процедуры аппаратного лечения, которое проводится на синоптофоре.
- Программа игровая тренировочная «ЦВЕТОК» с сериями однотипных, усложняющихся зрительных.
- Программа «Ай» основанная на методах плеоптики, ортоптики, диплоптики, для диагностики и лечения амблиопии, косоглазия и развития бинокулярного зрения. В основе упражнений лежат методы разделения полей. Занятия осуществляется с применением красно-синих очков.
- Программа "Крестики" - игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, с использованием инвертирующегося шахматного поля. Для воздействия на цветооппонентные и яркостный каналы зрения используют черно-белые, желто-синие и красно-зеленые шахматные поля.
- Программа для восстановления бинокулярного зрения и лечения амблиопии «Контур». Это бинокулярные упражнения по дорисовыванию фрагментов рисунков, видимых одним глазом, применяемые для устранения подавления функций плохо видящего глаза и тренировки фузии.
- Программа «Паучок» - игровая форма лечения амблиопии. Стимуляция здесь проводится структурированными динамическими изображениями. В результате, и макула, и периферия получают одновременное возбуждение, активизируя вазомоторную деятельность, конвергенцию и аккомодацию.
Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты хирургического вмешательства будут ответственны высококвалифицированные рефракционные хирурги – одни из лучших российских специалистов в данной области. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз, одни из лучших специалистов и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике.
Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в "Московскую Глазную Клинику" Вы можете по телефонам в Москве 8 (800) 777-38-81 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи(круглосуточно).