Анализируя поведение детей, имеющих нарушения зрения, можно обнаружить у них неумение устанавливать контакты с окружающими людьми, нередко болезненную внутреннюю скованность, беспомощность перед незнакомыми местами и людьми. В таких случаях, слабовидящие и слепые дети, ради сохранения внутреннего спокойствия, предпочитают уходить от контакта, проявляя некоторый социальный аутизм.
Однако, не имеющее ответного отклика стремление к сверстникам и неудовлетворенное желание испытать их внимание создают гнетущее ощущение дискомфорта, приводя к длительным психоэмоциональным состояниям в виде депрессии, отчуждённости, неверия в собственные силы. Особенно это выражено у детей с тотальной слепотой. Изолированный в силу зрительного дефекта ребенок-инвалид практически лишен возможности свободы передвижения и общения.
Его уход в творческую деятельность - попытки писать стихи, музыку или что-нибудь мастерить руками, нередко оказываются единственным выходом из тупика одиночества и социальной депривации. Открывая для себя живую радость эстетического творчества, ребенок с ограничениями по зрению способен изменить отношение к себе (к своему дефекту) упрочить жизненную позицию. Он меняет отношение к своей жизни, обретая более оптимистический взгляд на действительность и свое окружение.
Проблема, однако, заключается в том, что по окончанию школы, инвалиды по зрению снова оказывается в условиях узкосемейного общения.
Общение – это основной канал информации, поставщик душевных переживаний, отражающих человеческую жизнь. В жизни человека с ограничениями по зрению, общение приобретает особый смысл, если он включается в творческую деятельность и попадает в коллектив единомышленников, находя отклик на личное творчество. Правда творческие качества у слепых и слабовидящих людей могут и не развиться, если вовремя не оказана помощь, позволяющая понять им позитивные стороны собственной психики, которые помогают им утвердиться в жизни, обрести понимание окружающих, проявить себя в социуме.
Внешкольная работа
Жизнь доказывает, что на благоприятное самочувствие инвалида в специализированной школе-интернате в огромной степени влияет содержание и форма организации его жизнедеятельности вне школьных занятий. В этой связи, воспитатели подобных учреждений стремятся организовывать как можно больше интересных дел, проводить больше мероприятий. В работе по формированию социально-активной личности, рекомендуется использовать следующие методы: беседы, лекции, организацию конкурсов, концертов, общешкольных праздников, совместное чтение и обсуждение литературных произведений, оформление стенгазет, изготовление учебных пособий, тренировка навыков самообслуживания, общественно-полезный труд, а также многое другое.
Для развития социальной активности детей и их творчества при подготовке бесед, конкурсов и вечеров, необходима организация коллективной деятельности. Только так можно научить ребенка-инвалида высказать свое мнение, оценивать сделанное, считаться с чужой точкой зрения, быть ответственным за поручение, выполнение которого обеспечит общий успех. Собственно, эти качества и развиваются только при коллективной подготовке к мероприятиям и участии в них.
Этапы подготовки общешкольных мероприятий
Для успешного проведения внешкольных мероприятий очень важно тесное взаимодействие руководителя с коллективом воспитанников. В этой связи, задачей организатора и исполнителей, станет:
- Подбор материала. Учащиеся сами подбирают игры, стихи, выстраивают сценки, интересные ситуации и монологи. Руководителю необходимо корректировать творческую активность детей, учитывать состояние их зрения.
- Составление сценария и его обсуждение. На этом этапе необходимо поощрять творчество: дети высказывают пожелания и вносят поправки, выполняя творческую обработку материала. Нередко они делают весьма существенные замечания, убеждают организаторов и оказываются правы.
- Распределение ролей. Этот процесс лучше провести в виде коллективного обсуждения. Некоторые дети любят публичные выступления и способны играть ведущие роли энергичных героев, другим больше подходят второстепенные роли с ограниченным количеством слов и движений. Одни полностью реализуют свои способности - с удовольствием танцуют и поют. Для других более комфортно помогать на сцене или читать слова. Некоторые с трудом запоминают пару строчек, а кто-то имеет отличную память и вполне способен вести программу вечера. Таким образом, коллективное распределение ролей учитывает личностные особенности детей, их здоровье и желание.
- Каждый сам «творит» свою роль. Дети придумывают костюмы, движения и интонации своих героев. Часто им удается самостоятельно «вылепить» замечательный персонаж.
В процессе подготовки мероприятия, необходимо учить детей внимательно прослушивать выразительное исполнение текста воспитателем. Вместе анализировать живую речь, упражняться в выразительном исполнении имеющегося текста. Необходимо вместе работать над сценическими движениями, мимикой и пантомимикой (особенно с абсолютно слепыми детьми). В тоже время, должен быть открыт широкий простор детской инициативе, самостоятельности и творчеству.
Необходимое внимание и поощрение
Получив положительную оценку, переживая чувство гордости от сделанного коллективом, дети чувствуют сопричастность общему делу, у них появляется смысл творить и желание себя проявлять, участвуя в общем деле.
Детям с ограничениями по зрению, всегда необыкновенно важно быть понятыми и принятыми на равных без излишней опеки.
Трудотерапия изменяет отношение слепых с другими людьми, улучшая их социальную реабилитацию. Процесс труда при выполнении любой работы помогает развить у детей не только трудолюбие, он развивает усидчивость, формирует настойчивость, целеустремленность, инициативность, учит выбирать правильные методы выполнения действий, тренирует способность доводить начатое до конца. Это все те качества, которые весьма пригодятся в дальнейшей жизни.
Однако, прежде, чем ребенок приступит к выполнению работы, ему необходимо дать определенную сумму знаний и показать последовательность выполнения действий. Если все это сделать эмоционально и методически грамотно, ребенок обязательно заинтересуется процессом и выполнит работу с успехом.
Также важно в конце оценить индивидуальность, своеобразие и целесообразность его труда. Ведь очень важное условие психолого-педагогической реабилитации детей с ограничениями по зрению - эмоции и переживания, а также положительная оценка взрослым. Похвала для таких детей – это мощный жизненный стимул, поэтому не стоит на нее скупиться.
В качестве итогов, стоит еще раз напомнить важные составляющие психолого-педагогической работы с детьми инвалидами по зрению:
- Правильная оценка состояния здоровья детей;
- Личностно-ориентированный подход;
- Внимание к их просьбам и желаниям;
- Использование специальных методов иприемов работы, применение интересных форм организации внеурочной деятельности;
- Обязательная похвала и положительная оценка их деятельности.