8(800)777-38-81
8(499)322-36-36
Семёновский переулок, 11
Ежедневно, с 9:00 до 21:00
Схема проезда >>>

Тифлотехника для слепых

Тифлотехникой называют отрасль приборостроения особого назначения. Она относится к разработке технических средств, направленных на обучение, политехническую, производственную подготовку, трудовую деятельность и культурно-бытовое обслуживание слепых, слабовидящих, а также слепоглухих. Кроме того, тифлотехника выполняет задачи коррекции, развития и восстановления зрения.

«Тифлос» в греческом языке означает «слепой». Поэтому тифлотехника – это техника для слепых, куда могут относиться, и простейшие приспособления, и приборы высокой сложности, для замены визуального (зрительного) контроля другими видами чувствительности. Иными словами, это один из мощнейших факторов компенсации утерянного зрения.

Функции и задачи тифлотехники

Одна из главных функций тифлотехники - создание для слепого человека возможностей получения полной информации об окружающем мире и применение ее для самостоятельной адаптации в жизни общества. Компенсация зрительных дефектов осуществляется, в основном, благодаря использования сохранных анализаторов - осязания и слуха. Поэтому в развитии тифлотехники, основным путем решения этой проблемы, является трансформация зрительной информации в слуховую и осязательную.

Основными задачами тифлотехники, признано следующее:

  • Уменьшение ограниченности в ориентировании слепых в пространстве, вызванной полной или частичной потерей зрения;
  • Создание необходимых технических условий для разностороннего развития и получения дополнительного необходимого образования, с дальнейшим повышением культурного уровня;
  • Расширение возможности применения труда незрячих на современных механизированных производствах;
  • Повышение производительности и экономической эффективности их труда;
  • Облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности организации культурного отдыха и досуга.

При разработке устройств тифлотехники опираются на следующие принципы:

  • Замещение функции зрения функциями остальных сохранных анализаторов при использовании акустических, тактильных, проприоцептивных вариантов отображения информации;
  • Создание визуального сигнала, превышающего помехи, создаваемые дефектом зрительного анализатора;
  • Рациональное использование сохранных анализаторов.

Виды и формы тифлотехнические средств

Все средства специального тифлотехнического назначения принято разделять на: бытовые, учебные и технические средства.

Благодаря им расширяются возможности участия слепых в разных сферах социокультурной жизни и деятельности. В сфере образования, дети с нарушениями зрения используют перечисленные средства на учебных и коррекционно-развивающих занятиях, предусмотренных учебным планом.

Тифлотехника

Бытовые тифлотехнические средства. Они позволяют расширять познавательную деятельность слепых и представляют собой базу повышения их физического и культурного уровня. Сюда входит:

Проекционная аппаратура и приборы для чтения с различной степенью увеличения:

  • Прибор-подставка «Сигма» предназначенный для чтения плоских текстов людьми со слабым зрением. Он обеспечивает лучшие условия чтения печатных изданий, а также рукописных текстов. Устройство «Сигма», с тремя степенями свободы, позволяет устанавливать лицевую панель с неким текстом в удобном для глаз положении. Это уменьшает утомляемость глаз, противопоказанную для слабовидящих людей. Кроме того, аппарат «Сигма» снабжен индивидуальным люминесцентным светильником, который предназначен для дополнительного источника света при общем освещении помещения;
  • Увеличивающее приспособление VideoLight-VGA - это многофункциональный помощник зрения для чтения текстов и просмотра изображений. Устройство выглядит, как настольная лампа, а простая и удобная его конструкция обеспечивает простоту и легкость использования;
  • Электронная карманная лупа SenseView. Она имеет очень небольшой размер и может работать не менее 4,5 часов без подзарядки от электросети. Лупа имеет плоский экран, с диагональю 10,9см, и весит 221гр. Благодаря SenseView легко читать мелкий шрифт печатных тексты и заполнять бланки.
  • Средства передвижения, обеспечивающие незрячим и слабо видящим безопасность в самостоятельном передвижении.
  • Специальные трости (опорные, длинные, складные, лазерные и пр.);
  • Системы для ориентации – специальные локаторы световые и лазерные. Их принцип действия основан на отражении волн от препятствий.
  • Электронные устройства со звуковой и тактильной сигнализацией.
  • Портативный аппарат «Ориентир», предназначенный для построения плана местности на плоскости, планов зданий или часто посещаемых помещений, прокладывания маршрутов движения, а также элементарных графиков, схем, геометрических фигур и пр.
  • Компас электронный «Пеленг-01», который предназначен для пространственной ориентации и самостоятельного перемещения по открытому пространству, без локальных ориентиров.
  • Средства хозяйственного и культурно-бытового назначения.
  • Говорящий безмен бытового назначения «Сонар-Б1» для взвешивания в домашних условиях грузов до 10 кг;
  • Рулетка бытовая с речевым выводом VOXTape;
  • Акустический маяк «Кенар» со звуковым индикатором уровня жидкости;
  • Электронный таймер, позволяющий пользователю на слух определять местонахождение прибора;
  • Термометр медицинский с речевым выходом DX6623В, предназначенный для измерения температуры подмышкой;
  • Нитковдеватель автоматический;
  • Часы наручные брайлевские «Ракета», будильник говорящий с термометром, часы говорящие наручные кварцевые и механические;
  • Весы бытовые электронные говорящие;
  • Тонометр говорящий;
  • Калькулятор говорящий;
  • Приборы-дозаторы (сахарница, нож, перечница, пробка и пр.);
  • Ножеточка, рыбачистка;
  • Метр для незрячих;
  • Шахматы для незрячих;
  • Определитель номинала денежных купюр «ПАЛИТРА-02» с возможностью распознавания различного номинала российских купюр.
  • Коммуникатор Stick Talk, позволяющий общаться людям, ограниченным по слуху и зрению. Это нечто среднее между диктофоном, телефоном и записной книжкой. Его функция - запоминать сказанное и выводить текстом на экран. Либо распознавать «рукописный» текст, при использовании в качестве карандаша палочки Stick Talk.

Учебная тифлотехника. Устройства, дающие возможность обогатить содержание, а также методы обучения слабовидящих, слепых и слепоглухонемых учеников в специальных школах, ВУЗах и учебных заведениях профессиональной подготовки.

  • Программы экранного доступа, предназначенные для слабовидящих:
  • ZoomText от фирмы Ai Squared, увеличивающая увеличивать экранное изображение и снабженная речевым сопровождением выводимой информации.
  • Программа «Kutzweil» от Lernout & Hauspie (США), позволяющая увеличивать экранное изображение в различных режимах, распознавать и сканировать текст. Она снабжена мультиязычным навигатором, с русскоязычным речевым драйвером.
  • Программы синтезирования речи:
  • Программа речевая JAWS для ОС WINDOWS (с 2008 года существует шесть русскоязычных синтезаторов).
  • Программа речевая EPARD для DOS.
  • Программа речевая Вирго от немецкого производителя Баум Электроник, позволяющая незрячим работать с ОС Windows посредством брайлевской строки и через синтезатор.
  • Программа речевая NVDA - первый продукт с полной русификацией и быстро формирующимся русскоязычным собществом пользователей.
  • Программа речевая System Access от Serotek (не русифицирована и рассчитана на англоязычную версию Windows.

Технические средства. Аппаратура для лучшего доступа слабовидящих к информационной среде современного общества, такие как:

  • Приборы и устройства для чтения по Брайлю;
  • Адаптированные пишущие машинки;
  • Азбука-колодка Брайля, кубик – буква Брайля и пр.

Серьезные нарушения зрения влекут за собой изменения в информационном обмене. Избежать этого помогает электронная тифлотехника, позволяющая даже при отсутствии зрения, получать объективную и достоверную информацию о действительности. Специальные средства информационного обеспечения, кроме того, обеспечивают быстрый доступ слабовидящих учащихся к необходимой информации. Новейшие компьютерные технологии дают возможность людям с глубокими нарушениями зрения самостоятельно создавать и получать информацию в общепринятой форме, что означает приобщение их к информационной культуре.

Тифлотехника

Использование в работе с незрячими учащимися компьютерных программ - это создание игровой среды с подачей коррекционных задач и разнообразием материала. Контроль за действиями ученика и регулирование темпа обучения, а также его сложности. При этом, даже при многократном повторении упражнений на компьютере, для формирования определенного навыка, дети сохраняют устойчивый интерес к их выполнению.

Способствуют этому читающие машины, которые преобразуют традиционные буквы в тактильные, слуховые и тактильно-вибрационные сигналы, которые на выходе дают звуковое оформление букв:

  • Машина читающая ИНФА-100, представляющая собой автоматизированный информационный центр, который обеспечивает многим категориям незрячих пользователей доступ к самостоятельному чтению печатных текстов посредством преобразования речи, с выводом на брайлевский дисплей, а также печати их на брайлевском принтере при любом сочетании способов.
  • Машина читающая «Книголюб компакт», включающая компьютер и сканер. Помимо речевого вывода, машина имеет вывод на брайлевский дисплей. Она имеет огромную память и емкость для хранения более 500 тыс. страниц.
  • Полноцветный читающий аппрата Visio с авто-фокусом и 17” LCD монитором. Благодаря автоматической экспозиции, здесь не нужно регулировать контраст и яркость. Клавиши управления, позволяют управлять устройством практически интуитивно. Легко двигающийся большой столик обеспечивает наилучший комфорт при чтении. Индивидуальная настройка аппарата осуществляется простым выбором параметров.
  • Портативная читающая машина KNFB Reader, является программой распознавания и чтения текстов на базе мобильного устройства Nokia N82.

Появился выбор и в использовании специальных компьютерных устройств. Благодаря встроенному доступу в операционную систему Apple Leopard, незрячие и слабовидящие пользователи получила возможность работать на компьютерах Макинтош. По умолчанию любой современный Мак обладает достаточными средствами как речевого, так и брайлевского доступа, предусмотрено и экранное увеличение.

Первым компьютером, созданным для слепых, стал ноутбук ДАВИД. Он предоставляет огромные возможности, которые просто несравнимы с компактным его размером. Компьютер совмещает все технологии для слепых, включая брайлевскую строку, речевой синтезатор, функцию увеличения текста и многие новые функции. ДАВИД работает с ОС DOS, хотя предусмотрена возможность работы и с Windows-приложениями. Время работы машины составляет 5 часов, затем аккумуляторы необходимо в течение 2-х часов заряжать от сети.

Огромную популярность завоевали нетбуки или субноутбуки. Эти устройства, с массой до 1 кг, имеют технические возможности сравнимые со стандартным ноутбуком и в разы более низкую стоимость. Главное их достоинство - программы экранного доступа.

Существует выбор Брайлевских принтеров и дисплеев:

  • Индекс-Эверест -высокоскоростной брайлевский принтер, работающий с обычной бумагой и позволяющий создавать брайлевские документы, сразу после печати, готовые к использованию. Эверест снабженный речевой связью и брайлевской панелью управления, принтер просто устанавливается, с ним просто работать слабовидящим и слепым пользователям.
  • Индекс 4 Х 4 PRO - высокоскоростной двусторонний брайлевский принтер для листов двойного формата. Управляется специальной панелью, с командами, написанными по брайлю, а также в плоском варианте.
  • «Vario» - представитель нового поколения брайлевских дисплеев. Это крошечное, легкое, весьма экономичное, мощное и гибкое, оптимальное для пользователя устройство, использовать которое можно в любое время. Благодаря встроенному аккумулятору, время его работы составляет 40-50 часов без подзарядки, после чего, его необходимо подзаряжать около 2,5 часов. ВАРИО так мал, что легко помещается перед клавиатурой компьютера;
  • Брайлевский дисплей «SuperVario», устройство работающее с любыми персональными компьютерами, ноутбуками или читающими машинами. Этот дисплей обладает всеми необходимыми характеристиками для удобства работы, что сочетается с большой гибкостью управления и высокой надежностью.

Еще один необходимый гаджет для незрячих - электронные «записные книжки». Эти устройства снабжены речевым адаптером и позволяют вносить в прочитанный фрагмент текста правки с брайлевской клавиатуры.

С 2008 года для незрячих стали доступными известные плееры IPаd. Сегодня в них есть возможность голосового меню, голосовых меток, с названиями композиций.

Необходимо отметить, что компьютерные технологии стали средством формирования социально-адаптивных и коммуникативных навыков у незрячих учащихся для дальнейшей их интеграции в современное общества.

Тифлотехнические средства для коррекционно-развивающих занятий. Как правило, это аппаратура медицинского назначения, выполняющая важную роль в повышении эффективности работы врачей и педагогов. В зависимости от функций устройства, они подразделяются на:

  • Средства диагностики нарушений зрения:
  • Таблица исследования остроты зрения с буквами, цифрами либо иными знаками.
  • Таблица Рабкина для исследования цветового зрения и выявления всех видов дальтонизма.
  • Четырехточечный цветотест, синоптофор для исследования бинокулярного зрения.
  • Проба с призмой, применяемая для исследования бинокулярного зрения у детей младшего возраста.
  • Средства коррекции нарушений зрения, позволяющие восстанавливать неполное зрение, сохранять остаточное.
  • Оптическая аппаратура для развития цветоразличения, остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взгляда (линзы, лупы, телескопические очки);
  • Прибор коррекционный «СВЕТЛЯЧОК» (настольный и портативный), предназначен для копирования рисунков, графиков, схем и пр. Он способствует развитию прослеживающей функции глаз и формированию бинокулярного зрения, положительно влияет на развитие памяти, логического мышления, внимания, речи. Совершенствует графические навыки;
  • Устройства «Ориентир» и «Графика» - учебные пособия для коррекции пространственной ориентировки слепых или слабовидящих детей. Применение их способствует развитию сенсорики, моторики, речи и пр.
  • Оптический прибор-лупа «Топаз». Это дисплей, способный изменять размер, яркость и контраст изображений, а также их цвет. Пособие многофункционально, способствуя обогащению сенсорного и чувственного восприятия ребенка, развитию зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия, ориентированию на горизонтальной и вертикальной поверхностях. Лупу «Топаз» эффективно используют у детей с косоглазием, астигматизмом, миопией и гиперметропией.
  • Прибор «Амблиокор». Он применяется для восстановления ослабленного зрения. В качестве метода реализации воздействия применяют «видео-компьютерный аутотренинг». С его помощью развиваются естественные способности мозга восстанавливать изображение, искаженное на сетчатке глаза.
  • Компьютерные игровые программы:
  • Программа «Чибис», осуществляющая тренировочные и тестовые процедуры для оценки бинокулярного зрения и эффективности лечения бинокулярных расстройств.
  • Программа КЛИНОК-2. Это интерактивная программа диагностики и лечения косоглазия, включающая все процедуры аппаратного лечения, которое проводится на синоптофоре.
  • Программа игровая тренировочная «ЦВЕТОК» с сериями однотипных, усложняющихся зрительных.
  • Программа «Ай» основанная на методах плеоптики, ортоптики, диплоптики, для диагностики и лечения амблиопии, косоглазия и развития бинокулярного зрения. В основе упражнений лежат методы разделения полей. Занятия осуществляется с применением красно-синих очков.
  • Программа "Крестики" - игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, с использованием инвертирующегося шахматного поля. Для воздействия на цветооппонентные и яркостный каналы зрения используют черно-белые, желто-синие и красно-зеленые шахматные поля.
  • Программа для восстановления бинокулярного зрения и лечения амблиопии «Контур». Это бинокулярные упражнения по дорисовыванию фрагментов рисунков, видимых одним глазом, применяемые для устранения подавления функций плохо видящего глаза и тренировки фузии.
  • Программа «Паучок» - игровая форма лечения амблиопии. Стимуляция здесь проводится структурированными динамическими изображениями. В результате, и макула, и периферия получают одновременное возбуждение, активизируя вазомоторную деятельность, конвергенцию и аккомодацию.

Диагностика и лечение болезней глаз у детей и взрослых в МГК отзывы

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты хирургического вмешательства будут ответственны высококвалифицированные рефракционные хирурги – одни из лучших российских специалистов в данной области. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз, одни из лучших специалистов и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в "Московскую Глазную Клинику" Вы можете по телефонам в Москве 8 (495) 505-70-10 8 (495) 505-70-15 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи(круглосуточно).

Добавить отзыв или комментарий


Защитный код
Обновить

Поделитесь ссылкой на материал в социальных сетях и блогах:

онлайн консультация офтальмолога

Задайте Ваш вопрос специалисту нашей клиники!

Выбор ИОЛ (хрусталика) для операции катаракта

Какие искусственные хрусталики (ИОЛ) лучше устанавливать при операции по удалению катаракты?

Операция лазерной коррекции зрения

Лазерная коррекция зрения: её безопасность, возможные осложнения, влияние на беременность и роды и т.д.

Платная скайп консультация офтальмолога

Расширенный ответ на Ваш вопрос в живом общении!

Московская Глазная Клиника в Контакте

Московская Глазная Клиника в социальной сети Одноклассники

Московская Глазная Клиника в сети Фэйсбук

 

Проверка остроты зрения онлайн бесплатно

Онлайн тесты для проверки зрения (вдаль, на цвета)

Яндекс.Метрика Статистика

Записаться на приём