8(800)777-38-81
8(499)322-36-36
Семёновский переулок, 11
Ежедневно, с 9:00 до 21:00
Схема проезда >>>

Физическая и социальная реабилитация слепых детейАнализируя поведение детей, имеющих нарушения зрения, можно обнаружить у них неумение устанавливать контакты с окружающими людьми, нередко болезненную внутреннюю скованность, беспомощность перед незнакомыми местами и людьми. В таких случаях, слабовидящие и слепые дети, ради сохранения внутреннего спокойствия, предпочитают уходить от контакта, проявляя некоторый социальный аутизм.

Однако, не имеющее ответного отклика стремление к сверстникам и неудовлетворенное желание испытать их внимание создают гнетущее ощущение дискомфорта, приводя к длительным психоэмоциональным состояниям в виде депрессии, отчуждённости, неверия в собственные силы. Особенно это выражено у детей с тотальной слепотой. Изолированный в силу зрительного дефекта ребенок-инвалид практически лишен возможности свободы передвижения и общения.

Его уход в творческую деятельность - попытки писать стихи, музыку или что-нибудь мастерить руками, нередко оказываются единственным выходом из тупика одиночества и социальной депривации. Открывая для себя живую радость эстетического творчества, ребенок с ограничениями по зрению способен изменить отношение к себе (к своему дефекту) упрочить жизненную позицию. Он меняет отношение к своей жизни, обретая более оптимистический взгляд на действительность и свое окружение.

Проблема, однако, заключается в том, что по окончанию школы, инвалиды по зрению снова оказывается в условиях узкосемейного общения.

Общение – это основной канал информации, поставщик душевных переживаний, отражающих человеческую жизнь. В жизни человека с ограничениями по зрению, общение приобретает особый смысл, если он включается в творческую деятельность и попадает в коллектив единомышленников, находя отклик на личное творчество. Правда творческие качества у слепых и слабовидящих людей могут и не развиться, если вовремя не оказана помощь, позволяющая понять им позитивные стороны собственной психики, которые помогают им утвердиться в жизни, обрести понимание окружающих, проявить себя в социуме.

Внешкольная работа

Жизнь доказывает, что на благоприятное самочувствие инвалида в специализированной школе-интернате в огромной степени влияет содержание и форма организации его жизнедеятельности вне школьных занятий. В этой связи, воспитатели подобных учреждений стремятся организовывать как можно больше интересных дел, проводить больше мероприятий. В работе по формированию социально-активной личности, рекомендуется использовать следующие методы: беседы, лекции, организацию конкурсов, концертов, общешкольных праздников, совместное чтение и обсуждение литературных произведений, оформление стенгазет, изготовление учебных пособий, тренировка навыков самообслуживания, общественно-полезный труд, а также многое другое.

Для развития социальной активности детей и их творчества при подготовке бесед, конкурсов и вечеров, необходима организация коллективной деятельности. Только так можно научить ребенка-инвалида высказать свое мнение, оценивать сделанное, считаться с чужой точкой зрения, быть ответственным за поручение, выполнение которого обеспечит общий успех. Собственно, эти качества и развиваются только при коллективной подготовке к мероприятиям и участии в них.

Этапы подготовки общешкольных мероприятий

Для успешного проведения внешкольных мероприятий очень важно тесное взаимодействие руководителя с коллективом воспитанников. В этой связи, задачей организатора и исполнителей, станет:

  • Подбор материала. Учащиеся сами подбирают игры, стихи, выстраивают сценки, интересные ситуации и монологи. Руководителю необходимо корректировать творческую активность детей, учитывать состояние их зрения.
  • Составление сценария и его обсуждение. На этом этапе необходимо поощрять творчество: дети высказывают пожелания и вносят поправки, выполняя творческую обработку материала. Нередко они делают весьма существенные замечания, убеждают организаторов и оказываются правы.
  • Распределение ролей. Этот процесс лучше провести в виде коллективного обсуждения. Некоторые дети любят публичные выступления и способны играть ведущие роли энергичных героев, другим больше подходят второстепенные роли с ограниченным количеством слов и движений. Одни полностью реализуют свои способности - с удовольствием танцуют и поют. Для других более комфортно помогать на сцене или читать слова. Некоторые с трудом запоминают пару строчек, а кто-то имеет отличную память и вполне способен вести программу вечера. Таким образом, коллективное распределение ролей учитывает личностные особенности детей, их здоровье и желание.
  • Каждый сам «творит» свою роль. Дети придумывают костюмы, движения и интонации своих героев. Часто им удается самостоятельно «вылепить» замечательный персонаж.

В процессе подготовки мероприятия, необходимо учить детей внимательно прослушивать выразительное исполнение текста воспитателем. Вместе анализировать живую речь, упражняться в выразительном исполнении имеющегося текста. Необходимо вместе работать над сценическими движениями, мимикой и пантомимикой (особенно с абсолютно слепыми детьми). В тоже время, должен быть открыт широкий простор детской инициативе, самостоятельности и творчеству.

Физическая реабилитация детей подростков

Необходимое внимание и поощрение

Получив положительную оценку, переживая чувство гордости от сделанного коллективом, дети чувствуют сопричастность общему делу, у них появляется смысл творить и желание себя проявлять, участвуя в общем деле.

Детям с ограничениями по зрению, всегда необыкновенно важно быть понятыми и принятыми на равных без излишней опеки.

Трудотерапия изменяет отношение слепых с другими людьми, улучшая их социальную реабилитацию. Процесс труда при выполнении любой работы помогает развить у детей не только трудолюбие, он развивает усидчивость, формирует настойчивость, целеустремленность, инициативность, учит выбирать правильные методы выполнения действий, тренирует способность доводить начатое до конца. Это все те качества, которые весьма пригодятся в дальнейшей жизни.

Однако, прежде, чем ребенок приступит к выполнению работы, ему необходимо дать определенную сумму знаний и показать последовательность выполнения действий. Если все это сделать эмоционально и методически грамотно, ребенок обязательно заинтересуется процессом и выполнит работу с успехом.

Также важно в конце оценить индивидуальность, своеобразие и целесообразность его труда. Ведь очень важное условие психолого-педагогической реабилитации детей с ограничениями по зрению - эмоции и переживания, а также положительная оценка взрослым. Похвала для таких детей – это мощный жизненный стимул, поэтому не стоит на нее скупиться.

В качестве итогов, стоит еще раз напомнить важные составляющие психолого-педагогической работы с детьми инвалидами по зрению:

  • Правильная оценка состояния здоровья детей;
  • Личностно-ориентированный подход;
  • Внимание к их просьбам и желаниям;
  • Использование специальных методов иприемов работы, применение интересных форм организации внеурочной деятельности;
  • Обязательная похвала и положительная оценка их деятельности.

Добавить отзыв или комментарий


Защитный код
Обновить

Поделитесь ссылкой на материал в социальных сетях и блогах:

онлайн консультация офтальмолога

Задайте Ваш вопрос специалисту нашей клиники!

Выбор ИОЛ (хрусталика) для операции катаракта

Какие искусственные хрусталики (ИОЛ) лучше устанавливать при операции по удалению катаракты?

Операция лазерной коррекции зрения

Лазерная коррекция зрения: её безопасность, возможные осложнения, влияние на беременность и роды и т.д.

Платная скайп консультация офтальмолога

Расширенный ответ на Ваш вопрос в живом общении!

Московская Глазная Клиника в Контакте

Московская Глазная Клиника в социальной сети Одноклассники

Московская Глазная Клиника в сети Фэйсбук

 

Проверка остроты зрения онлайн бесплатно

Онлайн тесты для проверки зрения (вдаль, на цвета)

Яндекс.Метрика Статистика

Записаться на приём